Вина и Иммиграция
- karrollkey
- 20 дек. 2022 г.
- 5 мин. чтения

Иммиграция. Это понятие достойно тройки слов, характеризующих 2022 год. С первого приближения ясно, что это очень непростой и затратный процесс. Иммиграция требует огромного количества интеллектуальных вложений: выбор подходящего места, составление плана, ориентирование в государственных инстанциях на месте. Финансовые вложения в этот процесс также могут ужасать, ведь вам буквально приходится строить свой быт с нуля: начиная от покупок ножей на кухню и заканчивая бытовой техникой первой необходимости. Нельзя забывать и про физические затраты: сбор коробок со своими вещами, беготню с чемоданами и дальнейшие скитания по малознакомым местам в поисках квартиры/ миграционного управления/ подходящего садика. Все эти затраты лежат на поверхности и к ним мы действительно часто готовимся. А раз готовимся, то встречаем их смело и с достоинством. Но есть еще одна сфера, которую ожидает серьезное испытание. О ней мы редко думаем перед иммиграцией и в начале этого процесса. Как правило, затраты этой сферы обрушиваются нам на голову как лавина в самый неподходящий момент. Я говорю про эмоциональную сферу.
Если разобраться, иммиграция может затрагивать весь спектр наших эмоциональных переживаний начиная от печали и заканчивая тревогой. Но мне хочется остановиться не на таких популярных чувствах и поговорить о вине связанной или возникающей вследствие процесса иммиграции. Здесь не будет конкретных рецептов по способам совладания с этим чувством. Данный пост написан с информационной целью. На мой взгляд, иметь понимание о том, что происходит – это первый и самый важный шаг на дороге к решению проблемы.
Итак, как вина может вплетаться в наш процесс иммиграции и какую роль она может играть?
Сепарационная вина.
Самый очевидный вид вины, приходящий в голову при слове «иммиграция» - сепарационная вина. Этот вид вины возникает при отделении от своих близких. За ним часто стоит идея, что другой не сможет вынести этого разделения/отдаления и что оно причиняет ему серьезный ущерб. Когда мы говорим о вине, надо помнить, что когнитивный компонент этой эмоции содержит в себе следующие идеи: «я совершил плохой поступок», «мои действия причиняют ущерб другим». В плане сепарационной вины таким «плохим действием» выступает попытка жить свою отдельную, самостоятельную жизнь.
Мы так устроены, что всю нашу жизнь как маятники колеблемся между автономией и привязанностью к другим. И то и другое является нашими потребностями. Тем, без чего мы не можем. Привязанность очень важна для нас. В совсем юном возрасте мы просто не выживем без этого. Младенцы совершенно беспомощны и нуждаются в опеке, а первые пару месяцев едва ли осознают себя как отдельное существо. Во взрослом возрасте наша связь с другими также помогает выживать, творить, любить. Но чем дальше, тем больше растет наша потребность в автономии и она также необходима для полноценной жизни.Без достаточной автономии у нас не получится проявлять себя, быть собой и вносить свой индивидальный вклад в создаваемые нами отношения. Это очень большая задача - найти баланс между тем, чтобы быть отдельно и вместе. В случае сепарационной вины этот баланс нарушается в сторону слияния.
Как понять, что баланс нарушен? Для этого необходимо дать ответ на вопрос «какой цели должен служить этот баланс». Цель поиска баланса между автономией и привязанностью в функциональности. В том, чтобы иметь полноценную и удовлетворяющую нас жизнь. Иметь друзей, любимых, но в то же время следовать своим собственным желаниям и предпочтениям. Иметь возможность выбирать работу, которая нравится именно нам; хобби, которое интересно именно для нас. И место для жизни, которое подходит именно нам. Сепарационная вина побуждает нас жить согласно желаниям и потребностям других людей. Мы можем отказаться от идеи отделяться вовсе, лишь бы не причинить вред другому. Самый очевидный пример, который приходит в голову – сложности сепарации от родителей. Особенно если в семье много гиперопеки и слияния как следствия, а также в семьях с парентификацией (когда детям приходится выступать в роли родителей для взрослых). Детям может быть банально невозможно переехать от родителей в другую квартиру или город, ни говоря уже о другой стране. Этот тип вины может толкать вас к тому, чтобы жить чужой жизнью и следовать чужим желаниям и устремления. Возможно, желаниям самых близких для вас людей.
Если говорить об отношениях между выраженной сепарационной виной и иммиграцией – эти две вещи мало совместимы. Либо переезд планируется всей семьей, либо его не будет вовсе.
Вина выжившего.
Исторически этот тип вины рассматривался в рамках войны и других катастроф, об этом очень прямолинейно говорит название. Вина выжившего – чувство вины, которое возникает, когда человек видел смерть других, но остался жив. В настоящее время этот вид вины рассматривается также когда речь идет о более прозаичных вещах. Например, люди, избежавшие увольнения или выросшие в нищете, но добившиеся успеха. В разрезе иммиграции она может проявлять себя как вследствие изначального контекста, так и более расширенного.
Источники возникновения вины выжившего вбирают в себя основные причины для смены места жительства (по крайней мере, когда мы говорим о массовой миграции):
- твоя жизнь под угрозой, а значит другим людям также может что-то угрожать. Уезжать от них во многом похоже на то, чтобы видеть их гибель, но оставаться живым при этом.
- уровень жизни в собственной стране является слишком низким и приходится отправиться на поиски лучшей жизни. Конечно же, уезжая от своих близких и оставляя их в неблагоприятных условиях.
Переживание вины выжившего характеризуется ощущением, что человек получил больше, чем другие и за счет других. Одним из основных факторов в этом типе вины является оценка события как несправедливого в межличностном плане (конкретные люди заслуживали больше, чем иммигрировавший человек) или глобальном контексте (иммиграция удалась за счет жертв других людей). Попросту говоря «я недостоин» или «мир несправедлив».
При наличии вины выжившего очень часто сильно желание восстановить нарушившийся баланс. Способы могут быть разными: начиная от помощи оставшимся и заканчивая постоянным фоновым чувством вины, как способом наказать себя за происходящее. Какие-то из этих способов являются более адаптивными, какие-то менее. Опять-таки, важно отмечать функциональность своего поведения. Альтруизм - прекрасное качество, но когда вся ваша жизнь подчинена идее самопожертвования и компенсации ощущаемого ущерба ("я уехал, а они остались") - это хороший момент, чтобы задуматься.
Вина нелояльности.
Этот тип вины несколько похож на сепарационную вину, но касается чуть более тонких сфер нашей жизни. Вина нелояльности может проявлять себя, когда мы не придерживаемся традиций/верований/устоев нашей родной социальной группы. Я пишу очень общее понятие - «социальная группа» - потому, что речь может идти как о семье, так и о целой нации. Вина нелояльности особенно активно может проявлять себя в условиях глобализации в общем и при иммиграции в частности. Переезжая на новое место мы неизбежно проходим процесс ассимиляции, теряя некоторую часть своей идентичности и приобретая взамен нечто новое. Однако, если этот тип вины силен в нас мы можем отчаянно сопротивляться всему новому, боясь забыть о своих корнях.
Есть еще одно любопытное понятие, которое может относиться не к самим иммигрантам, хоть и звучит оно максимально прямолинейно – «Вина иммигранта». Это понятие обычно употребляют в отношении мигрантов в первом поколении, то есть детей тех, кто переехал. За этим прячется весь комплекс вышеперечисленных видов вины. Основная гнетущая идея при вине иммигранта касается примерно следующего «мои родители так многим пожертвовали ради того, чтобы я был здесь…». Ну а дальше на место троеточия можно поставить, что угодно:
- а я отдыхаю со своими друзьями, вместо учебы;
- а я не хочу проводить с ними каждую минуту своего времени;
- а я не хочу готовить наши традиционные блюда и праздновать наши праздники;
В общем-то практически из-за любого своего действия, чувства, мысли можно испытать подобную вину. Идея того, что ради твоей лучшей жизни были принесены немыслимые жертвы и ты должен своей жизнью искупить эти страдания – сердцевина этого чувства.
Иммиграция - событие, эхо которого тянется через поколения. С одной стороны это изумительная возможность ощутить настоящую свободу и открытость мира. С другой - действительно серьезное испытание, в первую очередь для нашей психики. И рецепт первой помощи здесь такой же как и при любом стрессе:
максимально четко осознавать через что вы проходите и найти как можно больше поддержки как со стороны близких для вас людей, так и с помощью важных и значимых для вас дел.



Комментарии